logo d51

Stevsky.ru Бессмертие Литература Личные заметки Куда катится интернет и почему в школах обучают так плохо?

Куда катится интернет и почему в школах обучают так плохо?

kuda-katitsa-internet

Мир меняется каждый день и перемены эти касаются всех областей жизни - дома, семьи, работы, бизнеса, образования... Давайте сегодня поговорим о последнем. Какие перемены произошли в сфере образования, какие еше произойдут и к чему это все приведет!

Кризис образования

Не первый год говорят о кризисе современного образования: программы устарели, многие дисциплины себя изжили, преподавательский состав в государственных школах и институтах не дотягивает до планки, а при столь низкой зарплате и объеме задач и не старается её взять, обеспечение школ современным оборудованием на грани между отвратительным и отсутствующим, а программ должного финансирования до сих пор нет. Конечно, ситуация не везде одинаковая и положение дел в Москве намного лучше, чем, например, в Краснодаре, а обеспечение частных школ на порядок лучше, чем школ муниципальных, так как идет из кармана родителей... Но наличие кризиса очевидно, как и возможные последствия. Но что же служит его предпосылками? Почему программы, бывшие актуальными десятки лет, вдруг стали никому не нужны?

 

Потому что мир за последние 10 лет изменился больше, чем за последнее столетие, и образование не поспевает за ним...
10 лет назад не существовало смартфонов, планшетов, умных часов и умных очков, которые буквально вчера поступили в свободную продажу. Не было скоростного кабельного интернета, не существовало мобильного интернета 3G и 4G, да и Wi-Fi был медленный и слабый. Наши дома не подметали роботы-пылесосы, автомобили не оснащались GPS-навигаторами, и мы не находились постоянно "в контакте" с друзьями. Интернет был маленький и специализированный, всезнающие сервисы типа Википедии, Яндекса и Гугла были ещё не такими эрудированными, а некоторых и вовсе не существовало.
Сейчас всё это есть и продолжает расти и развиваться, набирая обороты и увеличивая не только объем и доступность информации, но и самую суть её восприятия, методы работы с ней и способы её хранения и передачи. Влияние происходит уже не только на уровне программ и сервисов, но затрагивает физиологию человека, особенности восприятия и обработки информации мозгом, процессы запоминания, творчества и даже самоопределения.

Кризис памяти

Мы живем в эпоху, когда любая информация находится на расстоянии двух кликов мышью или двух тачей по экрану. Это удобно, это сокращает наше время, это позволяет меньше данных держать в голове... И поэтому мы перестаём запоминать их: зачем помнить, чему равно число Пи, когда можно быстро глянуть в яндексе? Зачем знать столицу Австрии, если гугл карты не только подскажут, но и покажут и помогут забронировать отель там? Незачем забивать голову ворохом цифр, формул, правил, слов, определений и т.д. Вот они: в интернете, чего париться?
Старшее поколение не понимает, как можно не помнить простейшие вещи и качает головой, глядя на современную молодежь. Среднее поколение, родившееся в докомпьютерную эру, пережившее её расцвет и своими глазами наблюдающее переход в посткомпьютерную эпоху, успешно использует старую школу, сочетая её с новейшими технологиями, и получает весомый плюс в конкурентной борьбе с низкотехнологичными мастодонтами на всех фронтах.
А юное поколение, выросшее на компьютерах и в интернете, не представляющее себе жизни без него, уже даже не пытается ничего запоминать: их мозг противится этому ненужному с точки зрения физиологии умению и тратит свои ресурсы на совершенно иные задачи, в том числе на компьютерные игры, бесцельный (с точки зрения старших) сёрф по интернету и освоение попутных навыков.
И это не временное явление, не преходящий кризис, это новая реальность, с которой надо мириться и учиться работать! Причем работать не только в образовательных учреждениях, но уже и на рабочих местах, потому как компьютерное поколение подрастает и выходит на рынок труда, работать как с потребителем, ведь где работа, там и доходы...
И нам всем следует готовиться к следующему поколению, уроженцам эпохи беспроводных технологий и сенсорных экранов. Не стоит хвататься за голову и кричать "какие же вы тупые"! Они не тупые, они не невнимательные, они не неучи. Просто их мозг работает иначе. Их физиология отличается от старшего поколения и уже никогда не станет другой. Не нужно пытаться научить их русскому языку, с упорством граммар-наци тыкая в ошибки, нужно писать умные текстовые редакторы, исправляющие даже самые идиотские ошибки! Не надо делать умные сайты с занудными статьями объёмом с кандидатскую, надо делать пошаговые сервисы: зашёл-спросил-получил ответ-поставил лайк. И ни в коем случае не надо причитать "а вот раньше...", "а в моё время..." даже если между вами и оппонентом всего пять лет разницы. Представьте, в современном мире разница даже в пять лет - это технологическая пропасть!

Кризис внимания

Перемены уже коснулись и совсем маленьких детей: вот уже третий или четвертый год детские психиатры ставят диагноз гиперактивность (синдром нехватки внимания) каждому второму ребенку в России и тенденция направлена в сторону двух из трёх детей. Методы лечения простые: успокоительное и строгий режим. Это теоретически должно помочь загнать детей в рамки старой схемы, когда воспитание и образование шли поступательно, наращивая темп. Если взять в качестве примера чтение, то старая схема - это изучение букв, потом чтение по слогам, потом слова, предложения, абзацы и целые книги. А новая схема не то что перескакивает через этапы, она их вообще отменяет! Зачем учить как пишутся буквы, когда все они есть на клавиатуре? Зачем читать книги, когда их можно прослушать в аудиоформате? Потому у детей и развивается кризис внимания: их мозг, работающий уже по иной схеме, воспринимает информацию не последовательно, а многопоточно. Дети не могут сосредоточиться на одном занятии дольше 5 минут? Нет! На самом деле они способны переключаться на новое занятие каждые пять минут и это уже не просто умение, это физиологическая необходимость, продиктованная особенностями их ментального процесса.
Современное образование должно учитывать эти перемены и предлагать совершенно новые форматы обучения. Уроки в школах длительностью 45 минут - это уже не просто тяжело для детей, это недопустимо! Их мозг требует чего-то нового каждые 10, а то и 5 минут! Нужно обучение в движении, образование в постоянной игре, бесконечная смена декораций, тем, форматов занятий. Один урок длительностью 45 минут должен содержать 7-9 частей, разных по форме и содержанию! Кризис внимания - не бич современного юного общества, а дверь в невиданные ранее возможности, ведь за учебный день (6-7 уроков по 45 минут) в голову школьников легко можно уложить объём знаний, который ранее проходили неделю.
Увы, махина государственного образования ещё не скоро повернётся в сторону современных реалий и вряд ли в ближайшие десять лет сможет значительно измениться. Где-то на местах прогрессивные педагоги и руководители, возможно, будут внедрять новые технологии на свой страх и риск, но в сфере образования, где негативные последствия обычно мало заметны, но крайне разрушительны, обычно эксперименты не приветствуются.

Кто будет учить наших детей?

Я считаю, что образовательную функцию должен взять на себя некий иной институт или формирование, более гибкое, более прогрессивное, более современное. Полагаю, что это будет некий интернет-сайт, ряд сайтов, социальная сеть (но не vk), или даже более сложная структура, включающая в себя веб-ресурсы, приложения для смартфонов, офлайн-приложения и т.д., которая в игровой форме будет обучать ребёнка. Я наблюдаю подобный процесс на примере игры Аватария: её игроки в основном школьного возраста, редко старше. В игре они общаются, выполняют определенные задания, совершают виртуальные покупки (иногда за реальные деньги своих родителей, но это уже другая тема) и... отвечают на вопросы в школе аватарии! Кто самостоятельно, кто за деньги родителей, кто с подсказками, в том числе пользуясь размещенными на нашем сайте ответами по аватарии. И меня буквально поразил недавний комментарий 14-летнего мальчишки из Баку, который написал, что благодаря Аватарии он единственный из класса сдал экзамен по географии на пять! 
Значит игровая форма обучения работает! Даже тогда, когда обучения в игре дай бог 5%, всё равно работает и позволяет вдолбить в юные головы хоть какие-то знания. А если найти тот баланс между игрой и обучением, когда игрок думает, что он просто играет, а знания беспрепятственно текут в открытый процессу познания мозг? Это было бы великолепно!
Думаю, это как раз то направление развития современного интернета, которым следует заниматься: обучающе-игровые программы, такие же сайты, соцсети с образовательным подтекстом, информационные ресурсы, мимикрирующие под развлекательные сервисы и многое другое подобного плана. Я всё больше убеждаюсь: если ты думаешь, что кругом одни дураки, то на самом деле это ты дурак и ничего не понимаешь. Научись работать с аудиторией, какой бы сложной она не была, и постарайся удовлетворить её спрос, попутно достигая своих целей - и ты будешь купаться в успехе!

 



Новые материалы по этой тематике:
Старые материалы по этой тематике:

 

Цитата дня

Наука - это искусство понимания природы
Дж. Боас

Последние новости

Популярное

Google+